ИТ поддержка по всей России 24/7
Работодатели хотят больше шпионить за удаленными сотрудниками
Уже сейчас практически повсеместное использование новых и все более мощных инструментов контроля за удаленным персоналом начало приводить к тому, что в ряде стран все чаще начали звучать призывы к регулирующим органам обновить существующие и явно устаревшие правила защиты сотрудников.
Хелен Пойтевин, ведущий аналитик Gartner, специализирующаяся на технологиях управления человеческими ресурсами в недавнем интервью сказала, что сегодня, из-за пандемии и повсеместных карантинных мер, мы наблюдаем значительный рост интереса к технологиям контроля и мониторинга удаленного персонала. И рост этот будет продолжаться на фоне введения предприятиями гибридных рабочих мест, когда персонал может более гибко работать как в офисе, так и из дома.
Технология снова значительно опередила существующие законодательства большинства стран. Об этом напомнил директор по коммуникациям и исследованиям в UK Union Prospect Эндрю Пейкс, и призвал к скорейшему созданию новых наборов правил, подходящих для нынешней цифровой эпохи.
Как сильно организации следят за своим персоналом?
Инструменты контроля и мониторинга появились не вчера, и не являются чем-то совершенно новым. Почти все сотрудники, работающие в офисах, сталкивались с ними в той или иной степени. Работодатели уже давно могут отслеживать сообщения в корпоративных чатах или историю интернет-браузеров. Однако, это все было развернуто в пределах офисной ИТ инфраструктуры и уже давно казалось чем-то естественным. Сейчас же, работодатели заинтересовались тем, что именно делают сотрудники, когда они работают из дома удаленно.
Недавние исследования лишь подтвердили очевидную тенденцию. Октябрьский опрос, проведенный компанией Opinium среди более 2400 сотрудников, показал, что почти треть из них находятся под постоянным наблюдением на своих рабочих местах. Это заметно более высокие цифры, против 24% в апреле этого же года.
Внедрение систем для обеспечения мониторинга персонала из второстепенной проблемы несколько лет назад, стало основной проблемой, с которой сегодня сталкиваются сотрудники во всех отраслях.
На рабочем месте всегда присутствовал элемент мониторинга, однако традиционно это заключалось в том, что менеджер просто на просто видит, что происходит в офисе, или же может пройтись по разным отделам и посмотреть, чем именно сейчас заняты сотрудники. Из-за того, что сейчас огромная часть персонала начала работать удаленно, менеджеры лишились этой возможности. И аналогичный контроль начал естественным образом входить в частную жизнь. Специалисты отмечают, что подобные инструменты могут в значительной степени повысить уровень дискомфорта и стресса у людей.
Схожий опрос проводил в прошлом месяце и Австралийский Аналитический Центр, результатом которого стали данные, что почти 40 процентов сотрудников знали, что за ними ведется постоянное наблюдение.
И здесь выявился довольно любопытный факт — если начать рассматривать группы сотрудников в соответствии с их должностями, то 69 процентов среди тех, кто занимается вопросами кадров, и 63 процента IT персонала, знают, что в настоящее время в их организациях используются системы мониторинга. Такая разница с общим числом всех опрошенных может говорить о том, что во многих организациях, где используется мониторинг, рядовому персоналу об этом попросту не говорят.
Зачем компании вообще это делают?
В целом, использование технологий мониторинга и контроля не должны быть проблемой: при должной осторожности, отслеживание рабочей деятельности может иметь преимущества как для работодателей, так и для сотрудников.
Существует целый ряд причин, по которым работодатель может захотеть отслеживать деятельность своего персонала, например, по соображениям внутренней безопасности или защиты особо важных данных. Мониторинг также значительно улучшает качество работы и повышает ответственность сотрудников.
Одни организации внедряют подобные инструменты, потому что не доверяют работе своих кадров. Другие — потому что хотят убедиться в их эффективности, или же наоборот, желая огородить персонал от чрезмерных переработок.
Основной вопрос здесь, как и всегда, в прозрачности. Использование подобных инструментов действительно может принести организации ряд преимуществ, но при их внедрении, руководство должно быть полностью откровенно со своими подчиненными. Когда сотрудник понимает, с какой целью введены те или иные правила, для него не остается недосказанности, и он попросту чувствует, что от него ничего не скрывают.
Мониторинг следует вводить в сочетании с опросами обратной связи для сбора субъективных мнений о трудовой деятельности и результатах работы. Крайне важно оценить отношение персонала к инструментам мониторинга и не забывать, что они могут сильно варьироваться в зависимости от должностных функций и возрастных групп.
В случае скрытого или неверного подхода к внедрению инструментов мониторинга и контроля, организация может столкнуться с рядом негативных последствий: упомянутые выше опросы показывают значительно более высокую текучесть кадров среди предприятий, которые уже внедряют или планируют в ближайшее время внедрить такие инструменты.
Как следят за удаленными работниками?
Широкий набор современных цифровых инструментов предоставляет множество возможностей мониторинга за каждый отдельным сотрудником.
Опрос Vanson Bourne, проведенный по заказу компании VMware летом текущего года, выявил несколько основных областей наблюдения:
- Мониторинг электронной почты — 44%
- Отслеживание инструментов для совместной работы — 43%
- Отслеживание просмотра страниц в Интернете — 41%
- Отслеживание воспроизведения видео — 29%
- Отслеживание внимания при помощи веб-камеры — 28%
- Отслеживание всех нажатых на клавиатуре клавиш (key-logging) — 26%
Кроме упомянутых, существуют и другие методы отслеживания персонала и получения информации об их деятельности. И их число продолжает неуклонно расти.
Более мощная и детализированная аналитика позволяет работодателям очень точно видеть, как именно их сотрудники проводят свое рабочее время. Продукты для мониторинга обычно требуют установки программного обеспечения на удаленный компьютер, которое собирает аналитические данные и формирует их в виде детального отчета, который в последствии предоставляется либо управляющему персоналу, либо системам ИИ для дальнейшего анализа. Такое ПО может делать скриншоты в случайный момент времени, регистрировать нажатые клавиши и многое другое — некоторые инструменты могут даже скрыто записывать видео и аудио с персонального компьютера удаленного сотрудника.
Отслеживать работу могут не только специализированные программы. Сегодняшние популярные инструменты для организации совместной работы часто имеют в себе широкий ряд подобного функционала.
Целый ряд инноваций в этой области, особенно связанных с системами распознавания лиц и биометрическими инструментами для определения эмоций, порой, заставляет глубоко призадуматься. Например, Fujitsu создала алгоритм, который, по словам компании, определяет уровень концентрации, отслеживая движение мышц и выражение лица. В заявлении Fujitsu, опубликованному ранее в этом году, компания заявила, что данный алгоритм будет применяться для «онлайн-встреч, онлайн-занятий и мероприятий по продажам».
Чуть ранее Microsoft запатентовала программное обеспечение для выявления эмоций с целью мониторинга «благополучия сотрудников» на основе различных биометрических данных. Огромный массив данных, включающий себя, в том числе, тембр голоса и частоту сердечных сокращений анализируется с целью выявления текущего «уровня тревожности» сотрудника.
Все это примеры мониторинга рабочих мест «белых воротничков», связанных с использованием ноутбука или персонального компьютера. Однако цифровой мониторинг стал обычным явлением и на других должностях — например носимые устройства слежения для работников складов или GPS для отслеживания перемещения водителей грузовиков.
На сегодняшний день существует более 150 различных продуктов мониторинга персонала на рабочем месте, и новые появляются практически каждую неделю. Все это заставляет целый ряд специалистов задумываться о том, что существующие сегодня законы, призванные защищать права сотрудников, должны быть в самое ближайшее время пересмотрены и дополнены, чтобы соответствовать новым реалиям.